25.11.2024
Баги общения
Баги общения - это несоблюдение межличностных границ в процессе коммуникации. В жизни они вызывают такое же отторжение, как бескультурное поведение. Представьте, как бы вы себя почувствовали, если бы обедали вместе с собеседником за одним столиком в ресторане, и вдруг он начал бы черпать суп из вашей тарелки. Или кинул бы в вас кусочком хлеба. Или стал бы подсчитывать, на какую сумму вы уже "наели". Такое же раздражение вызывают пограничные баги. При этом собеседник может хорошо выглядеть, быть образованным и иметь о себе очень высокое мнение.

Человек с багами общения говорит лишнее, делает лишнее, сам этого не осознавая, а впоследствии не может понять, почему вокруг него образуется вакуум - быстро портятся личные отношения, исчезают друзья, сокращают на работе.

Существует восемь наиболее значимых багов.

Баг "Училка"

"Училка" - один из самых распространённых пограничных багов. Он заключается в том, что человек готов дать оценку или выразить своё мнение без запроса или достаточной компетенции.

"Тебе это платье не идёт", - неожиданно говорит подруга.
"Вы хорошо говорите по-английски", - хвалит ученик своего преподавателя.
"Как вам удаётся заставить своих сотрудников работать?" - спрашивает подчинённый своего руководителя.

Учителю допустимо оценить работу ученика, однако, ученик не имеет полномочий оценивать учителя без запроса. Похвала, исходящая от начальника, делает подчинённому честь. Непрошенная похвала от подчинённого начальнику воспринимается как дерзость.

Если не отрефлексировать и не убрать в себе этот баг, то общение с вами будет вызывать раздражение, желание отгородиться или сделать всё наоборот.

Баг "Штурман"

Баг "штурман" - это стремление взять любую ситуацию под контроль. В голове у штурмана заранее спланирован сценарий того, как должны развиваться события.

"Еврейская мама кричит в окно:

- Йося, сыночка, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать."

Eсли что-то начинает идти не по плану штурмана, это вызывает его внутреннее недовольство. Постепенно недовольство накапливается, и штурман начинает брать ситуацию в свои руки. Сначала он мягко намекает, заходит издалека, задает наводящие вопросы, а затем, не выдержав, приступает к форсированной реализации своего сценария. При этом мнения окружающих он не просто не учитывает, он его не замечает.

В результате окружающие постепенно дистанцируются от штурмана либо перекладывают на него всё больше обязанностей, которые им не хочется выполнять самим, а партнёр в отношениях становится всё более инертным и ленивым.

Баг "Кривляка"

Одним из наиболее токсичных багов является баг "кривляка".

Давайте проанализируем диалог:

"Встретил я экономиста Фельдмана. Он говорит:
– Вашу жену зовут Софа?
– Нет, – говорю, – Лена.
– Знаю. Я пошутил. У вас нет чувства юмора. Вы, наверное, латыш?
– Почему латыш?
– Да я же пошутил. У вас совершенно отсутствует чувство юмора. Может, к логопеду обратитесь?
– Почему к логопеду?
– Шучу, шучу. Где ваше чувство юмора?" (С.Довлатов)

Шутки экономиста Фельдмана лишены повода, неуместны, они не находят отклика у собеседника. Он думает, что выглядит остроумным, хотя на самом деле унижает себя и выглядит глупо.

Баг Кривляка - "...это стремление взять верх над человеком, поставив его в неловкое положение посредством шутки, непременно без его подачи (в отличие от настоящих остряков, которые пользуются для пикировки подачей, оставаясь в границах).

Большинство Кривляк не осознают такое свое стремление и очень удивятся, если им это сказать. Какое еще неловкое положение? Они, наоборот, хотят развеселить, снять напряжение, разбавить атмосферу.

Но именно этим Кривляки и отличаются от шутников. Шутники привносят в общение спонтанность, Кривляки душат.

В отличие от шутника, Кривляка не ловит повод для своих острот, а вытаскивает его щипцами или придумывает. Получается не только не смешно, но и грустно. Фриковство и клоунство в имидже связано с этим багом.

Баг "Оправдашка"

Баг ""оправдашка" - это стремление пояснять свои действия без запроса, комментировать свои решения, раскрывать подробности своей личной жизни, оправдываться за то, за что не должно, и перед теми, перед кем не должно, таким образом стараясь повлиять на мнение других о себе.

Часто этот баг проявляется у публичных персон, когда небольшой, казалось бы, межличностный конфликт перерастает в глобальное разбирательство, где каждая из сторон сообщает всё больше подробностей, делает громкие заявления, искажая при этом свой собственный имидж.

Стоит помнить, что мнение других о нас находится вне нашей компетенции, а оправдываясь и пытаясь повлиять на него, мы, вместо того, чтобы выглядеть искренними и открытыми, на самом деле выглядим суетливыми и зависимыми.

Наиболее эффективным поведением в таких случаях является либо просто промолчать, либо действиями исправить свою ошибку.

Баг "Ученица"

Человек с багом "ученица" смотрит на других снизу вверх, восхищается, задаёт вопросы, давая понять, что он менее компетентен или опытен. Когда речь идёт о профессиональной среде, учиться у более опытного специалиста вполне уместно. Но когда это становится основной моделью поведения в жизни, это говорит о личностной незрелости, боязни конфликтов и неготовности взять на себя ответственность за свои решения и поступки.

"Ученица" никогда не понимает, как правильно делать, всё время переспрашивает, перетягивая на себя внимание и занимая много чужого времени, однако, когда начинает делать, то делает всё неправильно. А потом опять начинает спрашивать и сетовать на то, что ей недостаточно хорошо объяснили.

"Ученица" зачастую сама с готовностью признаёт, что она "глупая", "тупая", критика её не обижает, потому что главное для неё - внимание и опека окружающих.

Баг "Ищейка"

Баг "Выскочка"

Баг "Попрошайка"


20.10.2024
Позиционный переход в переговорах
Как доминировать в переговорах, если ваша позиции слабее, чем у оппонента?
Существуют три основные позиции восприятия и, соответственно, три стиля ведения переговоров.

1.Я-позиция. "Я исхожу только из своих целей, только из своих желаний, только из себя"
Я хочу...
Я сказал....
Я так решил....
2.Мы-позиция "Я учитываю интересы оппонента"
Мы всегда сможем договориться....
Встаньте на моё место....
На вашем месте я бы...
3.От правил "Я следую установленным правилам"
Это не по закону...
Это противоречит здравому смыслу...
Это не по-человечески...

Эти три позиции бьют друг друга, как "камень-ножницы-бумага".

Во-первых, какой бы сильной ни казалась первая позиция, она проигрывает третьей, так как ни один человек не может противопоставить себя целой системе.

Во-вторых, если ваш оппонент находится в третьей позиции, то есть опирается на систему или закон, вам эффективнее перейти во вторую и пытаться нащупать его ценности и интересы: "Когда-нибудь вы тоже можете оказаться на моём месте. В будущем я тоже могу оказаться вам полезным."

В-третьих, человек из первой позиции всегда задавит человека из второй, который, якобы, действует в его интересах. "Доброжелатель" проиграет вам, если вы чётко заявите, что сами знаете, что вам нужно.
05.10.2024
Фокусы языка
Фокусы языка (словесная эквилибристика) - это набор речевых стратегий для быстрого изменения убеждений.
Их можно быстро и эффективно применять и в переговорах, и в терапии, и для утилизации вредного клиента.

Для того, чтобы раскрутка сработала, она должна опираться на то, что для человека важно.
"- Нельзя принимать решение поспешно.
- Мне кажется, что важнее думать о правильности принятого решения, чем о скорости его принятия."
Данная раскрутка может сработать только в том случае, если для человека важно «правильное решение».

Четырнадцать паттернов модели "словесной эквилибристики" были впервые разработаны Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном как модель речевых паттернов Ричарда Бэндлера. Впоследствии модель неоднократно расширяли, структурировали, изучая речевые паттерны эффективных ораторов, полемистов, от античных философов до современных политиков.

Фокус языка "намерение"

"На работу нужно приходить вовремя" - "Цель вашего прихода на работу - сделать перекличку?"

Данная речевая стратегия основана на том, чтобы выяснить, какое желание или намерение говорящего стоит за его высказыванием.

После этого формулируется фраза, указывающая на выбранное намерение как на цель, при этом оно может быть перефразировано, искажено или доведено до абсурда.

Также может быть добавлен совет, указывающий на то, как данная цель может быть достигнута.

Фокус языка "переопределение"

"Дорогой товар более качественный" - "По вашему, если покупать китайские товары по цене премиум-сегмента, они дольше прослужат?"

Смысл этой стратегии в том, чтобы заменить основные понятия, используемые в утверждении, на синонимы так, чтобы утверждение исказилось или приобрело другой смысл.

Таким образом мы как бы адаптируем реальность под себя, стараемся вызвать у слушателей нужное нам отношение к теме высказывания, манипулируем их сознанием.

Фокус языка "последствие"

"Око за око, зуб за зуб" - "Вы так останетесь без глаз и без зубов"

Применяя этот приём, мы устанавливаем или преобразовываем уже существующую причинно-следственную связь между событием или действием и его возможными последствиями. При этом из всех возможных последствий говорящий выбирает те, которые наиболее выгодны для него в данной ситуации.

Таким образом, собеседник начинает понимать, к каким важным для него / неприятным / неожиданным результатам может привести та позиция, которую он обозначил в своём утверждении.

Фокус языка "обобщение"

"Курение - лучший способ расслабиться" - "Существует тысяча способов расслабиться, многие из которых не вредят здоровью"

Цель использования этого приёма - показать собеседнику, что его утверждение - всего лишь частный случай более общего явления, скорее исключение, чем правило. Говорящий использует слова "вообще", "всегда", "все", "везде" и.т.д., чтобы укрупнить смысл высказывания до более высокого уровня и доказать оппоненту, что он очень мелко мыслит.

Фокус языка "разделение"

"Вы мне продали некачественный автомобиль" - "Что конкретно вас не устроило - двигатель, кузов или колеса?"

Любое понятие, концепция или система состоит из частей. А эти части могут достаточно сильно отличаться от целостной концепции или системы. Разделяя целое на составляющие, мы сдвигаем фокус внимания с общего на деталь и, таким образом, меняем отношению к тому, о чём говорит оппонент.

Фокус языка "аналогия"

"Зло должно быть наказано" - "Это всё равно, что переубивать в лесу всех хищников"

Суть этого фокуса языка сводится к тому, что вам необходимо переключить внимание собеседника на пример, который был бы похож на предмет обсуждения и будет укреплять вашу позицию.

Здесь может использоваться пример из жизни, история успеха, притча, сказка, анекдот и т.п., то есть любая метафора или ассоциация.

Вся прелесть приема в том, что переключив внимание оппонента на аналогию, мы заставляем его испытать определённые эмоции. Человек проживает то, что слышит, проводя аналогию с самим собой. При этом в его сознании формируется желание поступить, или наоборот, не поступить так, как поступил герой рассказанной истории.

Фокус языка "другой результат"

Гонится петух за курицей и думает: "Если не догоню, то хоть согреюсь".

Суть этого фокуса языка сводится к тому, что, если изменить критерии оценки происходящего или посмотреть под другим углом, то можно увидеть, что у действия могут быть и другие последствия или результаты, помимо желаемых, которые тоже могут быть полезны или значимы.

Фокус языка "иерархия критериев"

"Жить надо по средствам" - "Жить можно как угодно, главное, чтобы жизнь доставляла вам радость"

Этот фокус языка подразумевает, что существуют ценности или критерии, превосходящие по значимости те, на которые опирается данное убеждение. Таким образом, критерий или ценность, стоящие в основе изначального утверждения, становятся менее важными и не заслуживают внимания.

То есть, мы сначала определяем для себя, какой критерий лежит в основе высказывания нашего оппонента, а затем заявляем, что есть что-то гораздо более важное, о чём следует подумать в данной ситуации.

Фокус языка "стратегия реальности"

У каждого из нас есть определённое представление об окружающей реальности, которое строится на основе каких-то фактов или доказательств. Например, запись в паспорте доказывает, что человека зовут именно Иван, а не Николай, а печать в паспорте - что человек женат или замужем. Без подобных доказательств наше представление о реальности может быть оторванным от реальности, то есть иллюзорным.

Предъявив доказательства противного, мы можем разрушить сформировавшееся представление человека о реальности и создать новое. Например, если мы покажем свидетельство о рождении, где человек записан под именем Николай, мы сможем вселить в него сомнение, правда ли его зовут Иваном, как он привык думать. А если продемонстрируем свидетельство о разводе, то заставим его засомневаться - на самом ли деле он женат.

Смысл "стратегии реальности" - создать новую реальность на основе фактов или вещественных доказательств и заставить человека поверить в неё. То есть, если меняется контекст возникновения убеждения, то может измениться и само убеждение. В результате, человек может уверовать во что-то, чего раньше даже не мог допустить.

Фокус языка "противоположный пример"

"Противоположным примером называется пример (переживание или информация), не вписывающийся в то или иное обобщение относительно окружающего мира. По своей сути противоположные примеры являются исключениями из правил.... Подбор противоположных примеров является простым, но действенным способом подвергнуть сомнению потенциально ограничивающих убеждений, а также расширить понимание других убеждений." (Р. Дилтс)

Демонстрация противоположного примера является действенным способам показать аудитории, что не всегда всё предсказуемо и что не стоит всегда слепо полагаться на какое-то общепринятое правило. На самом деле, в каждом правиле есть исключения, любая выигрышная стратегия может иногда давать сбои, а заведомо проигрышная - привести к удачной развязке. Наша жизнь непредсказуема, и даже полностью обоснованное убеждение не может быть использовано как 100% верное руководство к действию.

Фокус языка "изменение размеров фрейма"

"Frame" - в переводе с английского - рамка, в психологии понимается как смысловая рамка, психологическая рамка, рамка восприятия.

Если произнесённое высказывание сосредоточено на чем-то определённом - конкретном моменте времени, конкретном человеке или группе людей, конкретном поступке и др., то, расширяя рамки восприятия, мы показываем, что в другое время, с другими людьми, при других обстоятельствах упомянутое высказывание может восприниматься по-другому или даже полностью потерять свой смысл.

Удобнее всего работать с рамкой времени: "сейчас - в прошлом - в будущем", рамкой пространства: "конкретный человек - окружающие - общество", рамкой поведения: "поступок - поведение - образ жизни - характер" и т д.

Фрейм можно расширять, сдвигать или сужать.

Вот пример расширения фрейма: "Если ты не решишься на это сегодня, завтра будет таким же, как вчера."

Пример сдвига фрейма: "Виноват не я, виновато моё плохое воспитание."

Пример сужения фрейма: "Просите больше, а получив отказ, просите то, что вам нужно на самом деле"

Фокус языка "модель мира"

"Красиво жить не запретишь" - "Все коррупционеры так думают"

Этот фокус языка связывает действие или высказывание с принадлежностью к определённой социальной группе. "Модель мира" провоцируе проверку - захочет ли говорящий принадлежать к этой группе или наоборот, захочет отмежеваться от неё. Таким образом, он либо укрепляется в своём убеждении либо отказывается от него.

Чтобы построить фразу, содержающую этот фокус языка, можно воспрользоваться шаблонами:
"Как сказал (известный человек)..."
"Да, ... люди именно так и думают"
"Именно так думают …, а значит …."
"Все ... так думают"
"Скажите это ..."

Фокус языка "применение к себе"

"Чтобы заботиться о других, нужно сначала уметь позаботиться о себе" - "И это говорит человек, которому мама до сих пор стирает носки!"

Основной принцип этого фокуса языка - оценить человека по его собственным критериям и указать ему, где он противоречит своим собственным принципам. Другими словами, правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения, а так же и к самому убеждению.

Мы как бы спрашиваем: “То, что ты требуешь от меня, для тебя справедливо? А сам-то так же делаешь?”

Вот несколько ярких примеров "Применения к себе":

"Если вы такие умные, то почему такие бедные?"
"А вы сами поняли, что сейчас сказали?"
"Прежде, чем критиковать, вы хоть раз сделали что-то подобное?"
"В чужом глазу соринка видна, а в своем и бревна не заметишь."
"Я не решаюсь выступать перед публикой, потому что боюсь ошибиться." - "Вы же только что всё это нам без ошибок сказали."

Фокус языка "метафрейм"

"Любви все возрасты покорны" - "Я уважаю мнение престарелых, но у меня свои жизненные принципы"

В НЛП есть понятие "метапозиция"- способ посмотреть на ситуацию с позиции стороннего наблюдателя.

По такому же принципу работает фокус языка "метафрейм". Основная задача использующего этот приём - встать в метапозицию по отношению к высказыванию, дистанцироваться от него и переосмыслить, сформировав убеждение относительно высказанного убеждения.

То, что говорит собеседник - всего лишь его мнение, убеждение, попытка оправдать, раскритиковать, утешить и т.д., но далеко не единственная интерпретация реальности. Либо это было бы актуально раньше, в прошлом, в других условиях, но не здесь и сейчас.

Например, для убеждения «Чтобы выжить, необходимо быть сильным» метафрейм можно было сформулировать следущюим образом: «Это убеждение больше всего похоже на отражение относительно ограниченного и патриархального мировоззрения, которое не способно оценить значимость сотрудничества и гибкости для успешного выживания»
18.09.2024
Психологическое айкидо
– "Когда ты уже научишься парковаться? Ну и дура же ты!"
– "Ты прав, я никогда не научусь парковаться, потому что я – дура."

Метод психологического айкидо был разработан М.Е. Литваком - одним из самых известных психотерапевтов в России.

Суть психологического айкидо заключается в том же, в чем и суть айкидо обычного, а именно – использовать против противника его же силу. «Родоначальником» метода психологического айкидо можно считать бравого солдата Швейка, который, как известно, не отвечал на оскорбления тех, кто его обидел, а… соглашался с ними. «Швейк, вы – идиот!», – говорили ему. И он тут же отвечал: «Да, я идиот!» – и оставался абсолютным победителем в словесном «бою» с первой его секунды.

Плюс этого метода заключается в том, что он позволяет гасить конфликт на корню. Он безотказно работает тогда, когда цель нападающего - выплеснуть накопившийся негатив или спровоцировать несуществующий конфликт.

Однако, этот метод применим не во всех ситуациях.

Нельзя соглашаться с оппонентом, когда против вас выдвигаются серьёзные обвинения.

Нельзя превращать в шутку серьёзные разговоры с близкими людьми или коллегами по работе, особенно когда вы действительно сделали что-то нехорошее, как-то задели или обидели.

Не стоит уходить от конфликта, если на кону стоят важные для вас ценности.
10.08.2024
Провокативная коммуникация
- “Я не куплю эту машину. Это дорого!”
- “Конечно, дорого. Она вам вообще не по карману. Как и многим людям. И именно поэтому она столько стоит. Она не должна быть у каждого.”

Метод провокативной коммуникации был основан американским психотерапевтом Френком Фарелли.

Цель провокации - вызвать сопротивление слушателя, его протест и желание сделать наоборот.


07.08.2024
Жесткие переговоры
Те, кому приходилось участвовать в жёстких переговорах, не любят об этом вспоминать и рассказывать. Тем не менее, такой формат переговоров действительно существует и практикуется.

Жесткие переговоры начинаются, когда одна из сторон (обычно, более сильная) начинает вести себя непредсказуемо, агрессивно, оказывать психологическое давление на оппонента.

Задача сильной стороны - не договориться о взаимовыгодном сотрудничестве, а продавить более слабую и получить максимально выгодные для себя условия, так как слабая сторона не имеет уникального предложения, и её легко заменить одним из её конкурентов.

Приёмы, которые использует сильная сторона в данных переговорах:
- ограничение по времени ("У нас мало времени")
- Слом диалога или перебивание
- Преувеличение своей значимости и преуменьшение значимости оппонента
- Эскалация конфликта, когда оппонент выражает своё несогласие
- Захват пространства (кладёт ноги на стол)
- Шоковое преувеличение цены
- Переход на личности ("Вы нас не уважаете")
- "Добрый и злой полицейский"